8. Как должна быть организована работа с родителями детей с ОВЗ по вопросам дистанционного обучения?
Рекомендуется образовательным организациям до начала обучения провести разъяснительные беседы с родителями (законными представителями) обучающихся с инвалидностью и ОВЗ о применяемых методах и формах организации образовательного процесса, а также организации режима обучающихся на период временного перехода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также о привлечении специалистов сопровождения, которые могут оказать помощь как самим обучающимся, так и их родителям: сурдопереводчиков, сурдопедагогов, тифлокомментаторов, тьюторов, педагогов-психологов, социальных педагогов и др.
Очень важно, чтобы родители (законные представители) также были подготовлены к «виртуальному» взаимодействию, понимали его важность и необходимость обязательного посещения занятий по расписанию. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в ходе дистанционного обучения их детей имеет ключевое значение, поскольку именно от них зависит создание необходимой учебной обстановки, психологического климата и установок на получение образования в новом, но обязательном режиме. С этой целью важно подчеркнуть простоту взаимодействия на новой платформе, а также наглядно продемонстрировать родителям (законным представителям) ее возможности и потенциал. Задания для обучающихся лучше дублировать родителям удобным для них способом. Обязательным этапом организации занятий является проверка выполнения домашних заданий преподавателями и осуществление обратной связи с родителями, общение с которыми может происходить через удобные для них средства связи (VK-месенджер, переписка по почте, личное общение).
По организации дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья можно воспользоваться письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.04.2020 № 05-398 «О направлении методических рекомендаций», а также материалами, размещенными на сайте Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в рубрике «Деятельность», подразделе «Система образования, молодежная политика и ключевые направления деятельности», рубрике «Образование детей с особыми образовательными потребностями», подрубрике «Дистанционное обучение детей с ОВЗ» и «В помощь родителям».
9. Может ли ребенок с ОВЗ учиться в обычной муниципальной школе по месту жительства, а не в специальной школе-интернате, как рекомендовано ПМПК?
В соответствии с пунктом 21 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико- педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Таким образом, заключение ПМПК не может содержать рекомендацию по обучению «в специальной школе-интернате». Образовательная организация при наличии заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ребенка о приеме создает специальные условия для его обучения.